Бастарны - проклятый народ Европы и возможный предок славян
Еременко В. Е. Зарубинецкая культура и «кельтская вуаль». Опыт реконструкции этнополитических процессов III-I вв. до н. э. в Центральной и Восточной Европе. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1997. 232 с.
Казакевич Г. М. Балканский поход бастарнов 29 г. до н. э. и одно погребение пшеворской культуры Верхнего Поднестровья // Stratum Plus. № 4. Кишинев: Высшая антропологическая школа, 2010. С. 131-136
Ляхин Е. В. К вопросу о прародине бастарнов // Исторические исследования в Сибири: проблемы и перспективы. Новосибирск, Институт истории сибирского отделения Российской академии наук, 2010. С. 7-11
Щукин М. Б. Забытые бастарны // Stratum Plus. № 5. Кишинев: Высшая антропологическая школа, 1999. C. 75-90.
Под 230-229 гг. до н. э. Помпей Трог упоминал бастарнов. Бастарны упоминались под именем галатов в «Декрете Протогена» из Ольвии. Про них вспоминали вместе с другим германским племенем скирами. Под своим именем бастарны упоминались в «Землеописании» Псевдо-Скимна. Они назывались бастарнами-пришельцами, которые граничили с фракийцами на левом берегу Дуная в нижнем его течении. Юстин указывал, что царь даков Орол вел неудачную войну против бастарнов. В 70-х гг. II в. до н. э. фракийцы из племени дарданов доносили римлянам. С их слов бастарны отличались доблестью и внушительным телосложением. Тит Ливий сближал их с кельтами-скордисками. Их призвал себе на помощь македонский царь Филипп V. Бастарны должны были пройти через земли скордисков, пройти через земли дарданов, выйти к Адриатическому морю и вторгнутся в Италию. Ко времени начала похода бастарнов в 179 г. до н. э. Филипп V умер и фракийцы отказались пропускать бастарнов. Одна часть бастарнов вернулась за Дунай, но 30 тыс. воинов бастарнов во главе с королем Клондиком вторглись в земли дарданов и воевала против дарданов, впрочем без особого успеха. Бастарны торговали с родоскими купцами в Поднестровье. В 168 г. последний македонский царь Персей снова призвал к себе на помощь бастарнов. Прибыло 10 тыс. конницы и 10 тыс. пехоты. Тит Ливий называл бастарнов галлами и помещал их земли за Дунаем. Плутарх отмечал, что бастарны народ рослый и привыкший только воевать. Персей отказался выплачивать бастарнам запрашиваемую ими сумму и они вернулись за Дунай. Снова бастарны появились в 80-х гг. I в. до н. э. среди наемников понтийского царя Митридата Евпатора рядом с языгами и фракийцами. В 74 г. до н. э. бастарны приняли участие в захвате города Халкедон и римского флота в его гавани. В 29 г. до н. э. наместник Македонии Марк Лициний Красс столкнулся с ними. Бастарны пересекли Дунай и вторглись в земли фракийцев. Они нанесли поражение царю племени дентелетов Ситу и тот обратился за помощью к своим союзникам римлянам. Римляне нанесли бастарнам поражение и те отступили в Мезию. Римляне вторглись в земли мёзов, а бастарны бежали за Дунай. Страбон указывал, что бастарны граничат с тирегетами и германцами. Корнелий Тацит относил бастарнов к германцам, одна указывал на то, что они смешиваются с сарматами. Нужно отметить, что только Гай Юлий Цезарь и Корнеллий Тацит упоминали о германцах. До того, римляне не делали особой разницы между кельтами и германцами называя их галлами и галатами. Плиний Старший упоминал, что бастарнов еще называют певкинами. В «Пейтингеровой таблице» Карпаты называны «Бастарнскими Альпами». В 62 г. н. э. наместник Мезии Тиберий Плавтий Сильван Элиан предпринял поход вдоль побережья Черного Моря и дошел побережьем до Херонеса в Крыму.
У бастарнов, даков и роксоланов он взял заложников. Нужно отметить, что бастарны вступили в союз с царством Дакия против наседавших с востока роксолан. Клавдий Птолемей упоминал бастарнов среди племен Европейской Сарматии. Марк Аврелий тоже упоминал о бастарнах. Нужно отметить, что бастарны были ведущим племенем лесной полосы Восточной Европы до появления готов. В III в. н. э. в земли бастарнов вторглись германские племена карпов и готов. Бастарны упоминались среди коалиции племен, которые вторгались в Мезию и Фракию во время Скифской войны (238-271 гг.). Императоры Клавдий и Аврелиан нанесли поражения готам и их союзникам. В 280 г. император Проб переселил на территорию Фракии 100 тыс. бастарнов, которые были вынуждены искать новую родину стесненные готами, тайфалами и гепидами. В 391 г. римский поэт Клавдий Клавдиан называл бастарнов среди виновников гибели римского полководца Промота на Дунае. Клавдий Клавдиан под 398 г. упоминал бастарнов среди прочих варваров, которых усмирил Стилихон. Римский поэт считал бастарнов германцами. У бастарнов был германским ономастикон. Их вождей звали Коттон, Клондик, Дильдон. Из языка бастарнов до нас дошло 10 слов из которых 5 имеют четкую германскую этимологию.
В археологическом отношении с бастарнами можно связать культуру Поянешти-Лукашевка. В. Ерёменко указывает, что нет оснований выводить эту культуру из гетских памятников. На памятниках культуры Поянешти-Лукашевка отмечено ясторфское и пшеворское влияние, которое можно связать с германцами. Появление бастарнов в Карпато-Дунайском регионе было следствием ряда импульсов с территории ясторфской культуры. В. Ерёменко и М. Щукин связывали с бастарнами и зарубинецкую культуру. В. Ерёменко считает эту культуру латенизированной. Для них была характерна черная лощеная керамика и наличие «полей погребений» (кремационных погребений). По мнению В. Ерёменко бастарны выселились с Ютландии. Далее они прошли на Верхнюю Эльбу, на Верхний и Средний Одер, оттуда в верховья Моравы. Далее бастарны достигли левых притоков Дуная и оттуда повернули в междуречье Днестра и Серета. Кельты отступали под бастарнским давлением. Е. Ляхин же считает родиной бастарнов территорию распространения губинского населения в районе Одер-Нейсе. Бастарны по его мнению были прагерманским населением как скиры и кимвры. Д. Грин также считает район Одер-Нейсе территорией первичное распространения бастарнов. В Поянешти-Лукашевской культуре отсутствует юго-западный балканский элемент, который присутствует в зарубинецкой культуре. М. Щукин связывал с бастарнами и зарубинецкую культуру. Зарубинецкая культура сложилась на границе III и II вв. до н.э. Поздние латенские импорты на территории зарубинецкой культуры датированы II-I вв. до н. э. Зарубинецкую керамику же находили на позднескифских памятниками Нижнего Поднепровья. Причиной исчезновения поянешти-лукашевской культуры считают поход Тиберия Плавтия Сильвана Элиана и экспансию даков Буребисты в Прикарпатье. Нужно сказать, что другая бастарнская культура – зарубинецкая – продержалась до середины I в. н. э., когда сарматы-аорсы атаковали Среднее Поднепровье. Остатки зарубинцев отступили в Полесье и Подесенье. С ичезновением бастарнов принято связывать появление на авансцене истории предков славян – венедов. С бастарнами из постзарубинецких памятников связывает тип Рахны М. Щукин. Также он связывал с поздними бастарнами пшеворские племена Верхнего Поднестровья.
У бастарнов, даков и роксоланов он взял заложников. Нужно отметить, что бастарны вступили в союз с царством Дакия против наседавших с востока роксолан. Клавдий Птолемей упоминал бастарнов среди племен Европейской Сарматии. Марк Аврелий тоже упоминал о бастарнах. Нужно отметить, что бастарны были ведущим племенем лесной полосы Восточной Европы до появления готов. В III в. н. э. в земли бастарнов вторглись германские племена карпов и готов. Бастарны упоминались среди коалиции племен, которые вторгались в Мезию и Фракию во время Скифской войны (238-271 гг.). Императоры Клавдий и Аврелиан нанесли поражения готам и их союзникам. В 280 г. император Проб переселил на территорию Фракии 100 тыс. бастарнов, которые были вынуждены искать новую родину стесненные готами, тайфалами и гепидами. В 391 г. римский поэт Клавдий Клавдиан называл бастарнов среди виновников гибели римского полководца Промота на Дунае. Клавдий Клавдиан под 398 г. упоминал бастарнов среди прочих варваров, которых усмирил Стилихон. Римский поэт считал бастарнов германцами. У бастарнов был германским ономастикон. Их вождей звали Коттон, Клондик, Дильдон. Из языка бастарнов до нас дошло 10 слов из которых 5 имеют четкую германскую этимологию.
В археологическом отношении с бастарнами можно связать культуру Поянешти-Лукашевка. В. Ерёменко указывает, что нет оснований выводить эту культуру из гетских памятников. На памятниках культуры Поянешти-Лукашевка отмечено ясторфское и пшеворское влияние, которое можно связать с германцами. Появление бастарнов в Карпато-Дунайском регионе было следствием ряда импульсов с территории ясторфской культуры. В. Ерёменко и М. Щукин связывали с бастарнами и зарубинецкую культуру. В. Ерёменко считает эту культуру латенизированной. Для них была характерна черная лощеная керамика и наличие «полей погребений» (кремационных погребений). По мнению В. Ерёменко бастарны выселились с Ютландии. Далее они прошли на Верхнюю Эльбу, на Верхний и Средний Одер, оттуда в верховья Моравы. Далее бастарны достигли левых притоков Дуная и оттуда повернули в междуречье Днестра и Серета. Кельты отступали под бастарнским давлением. Е. Ляхин же считает родиной бастарнов территорию распространения губинского населения в районе Одер-Нейсе. Бастарны по его мнению были прагерманским населением как скиры и кимвры. Д. Грин также считает район Одер-Нейсе территорией первичное распространения бастарнов. В Поянешти-Лукашевской культуре отсутствует юго-западный балканский элемент, который присутствует в зарубинецкой культуре. М. Щукин связывал с бастарнами и зарубинецкую культуру. Зарубинецкая культура сложилась на границе III и II вв. до н.э. Поздние латенские импорты на территории зарубинецкой культуры датированы II-I вв. до н. э. Зарубинецкую керамику же находили на позднескифских памятниками Нижнего Поднепровья. Причиной исчезновения поянешти-лукашевской культуры считают поход Тиберия Плавтия Сильвана Элиана и экспансию даков Буребисты в Прикарпатье. Нужно сказать, что другая бастарнская культура – зарубинецкая – продержалась до середины I в. н. э., когда сарматы-аорсы атаковали Среднее Поднепровье. Остатки зарубинцев отступили в Полесье и Подесенье. С ичезновением бастарнов принято связывать появление на авансцене истории предков славян – венедов. С бастарнами из постзарубинецких памятников связывает тип Рахны М. Щукин. Также он связывал с поздними бастарнами пшеворские племена Верхнего Поднестровья.
Еременко В. Е. Зарубинецкая культура и «кельтская вуаль». Опыт реконструкции этнополитических процессов III-I вв. до н. э. в Центральной и Восточной Европе. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1997. 232 с.
Казакевич Г. М. Балканский поход бастарнов 29 г. до н. э. и одно погребение пшеворской культуры Верхнего Поднестровья // Stratum Plus. № 4. Кишинев: Высшая антропологическая школа, 2010. С. 131-136
Ляхин Е. В. К вопросу о прародине бастарнов // Исторические исследования в Сибири: проблемы и перспективы. Новосибирск, Институт истории сибирского отделения Российской академии наук, 2010. С. 7-11
Щукин М. Б. Забытые бастарны // Stratum Plus. № 5. Кишинев: Высшая антропологическая школа, 1999. C. 75-90.



