
Вождь манси.

Мансийский воин.

Мансийский воин.

Пелымское княжество. Оранжевым.
По мнению Дж. Мартин, в начале XIV в. булгары установили контакт с вогулами (манси). C. Бахрушин отмечал, что Пелым перенял татарскую социальную организацию. Подобно марийцам в Булгарском улусе, а потом в Казанском ханстве, у манси существовало разделение на сотни и десятки. Христианизация коми русскими православными проповедниками привела к формированию местной летописной традиции и консолидации местных коми-пермяков и коми-зырян в крупные политические образования: Пермь Вычегодскую и Пермь Великую. Что же касательно манси, то вполне логично предположить, что там также происходили процессы консолидации родов и племен в государство. Из-за того, что манси оставались язычниками, у них не развилась собственная историческая традиция. Касательно же политической организации, то у манси появились вождества. Для них были обычны усобицы и нападения на соседей. Князь с дружиной объезжали свои владения и собирали с подвластного населения что-то вроде древнерусского полюдья. Дружинники князя возглавляли отдельные поселения, которые, как правило, находились на мысах и были укреплены. Они представляли собой городища, укрепленные земляными валами и деревянным частоколом. Побежденных врагов угры скальпировали. Сами дружинники были неплохо вооружены. В фольклоре манси упоминалось о железной рубашке (кольчуге) отыра (богатыря). Сказаний, связанных с Пелымом, не сохранилось, зато есть сведения о кондинских богатырях, а также сведения о столкновениях с ненцами. Не менее активными были столкновения с хантами. За счет взаимных набегов богатела аристократия угорских княжеств. До перехода ненцев к кочевничеству манси и ханты теснили ненцев.
О действиях пелымцев против Перми Великой нам известно исключительно благодаря Вычегодско-вымской летописи. Нужно сказать, что династия пелымских правителей причиняла пермским епископам много проблем. В 1455 г. в местности Кафедраил манси убили епископа Питирима. В 1481 г. Асыка сжег Покчу и убил Михаила Ермолича. Правда Великая Пермь не была такой уже и беззащитной. В 1467 г. пермяки вместе с вятичами совершили поход против манси. В плен был захвачен Асыка, однако его около Вятки отпустили. В 1481 г. устюжане под руководством Андрея Мишнева разбили манси под Чердынью, и в том же году разбил на Каме войска тюменских татар. Пермь Великая имела союзников среди русских Устюга и Вятки.
Пелымский князь Юмшан был разбит русскими в 1483 г., когда русские под командованием Федора Курбского и И. Салтыка-Травина организовали большой поход против Югры, Пелыма и Искерского княжества Тайбугидов. В. Напольских указывал, что в рассказе летописи о походе 1483 г., упоминались не этнические, а политические образования. Пелымское вогульское княжество, по мнению исследователя, находилось на Пелыме, Лозьве, Тавде и, возможно, Конде. В Холмогорской летописи упоминалось, что в 1483 г. от сына Асыки Юмшана били челом Ивану III шурин пелымского князя Юрга и сотник Анфим. Лаба и Чангил били челом от Коды и Югры. Практически те же данные были в Вологодско-Пермской летописи, однако отмечено, что перед этим 25 июля русские воеводы разбили Асыку и его сына Юмшана. В Вычегодско-Вымской летописи сказано о поражении не Асыки, а Юмшана. Отмечено, что Пыткей беспокоился о Лабе и Чангиле и отправил великому князю московскому упоминки от Коды. В 1485 г. мансийские князья Молдан и Пыткей заключили новый мир с великопермским князем. В 1484 г. пелымский князь Юмшан начал переговоры о мире, а в 1485 г. через мансийских князей Ломотко и Калба согласился признать себя вассалом Москвы. В Двинском летописце отмечен поход Семена Курбского и Петра Ушатого на Конду в 1499 г. Под тем же годом в Холмогорской летописи сказано, что эти воеводы ходили на Коду и манси .
Угорские княжества пребывали на периферии Сибирского ханства. Наиболее мощными были государственные образования манси. Вогуличами или вогулами русские называли манси. Еще в XVII в. манси жили по обоим сторонам Урала, на западе по Печоре, Вишере, Косве, Чусовой, Сылве, Ирени, на востоке по Тавде, Сосьве, Лозьве, Туре, Конде. Также манси жили по Тагилу, Салде, Невье и Мулгае. Около Аятского озера манси жили вместе с татарами. Наиболее сильным среди мансийских княжеств было Пелымское государство, которое было противником русских с середины XV в. Согласно Есиповской летописи, вогулы, то есть манси, жили по рекам Туре, Тагилу, Нице. В Абрамовом виде Есиповской летописи практически те же данные только добавлены слова о неграмотности и идолопоклонстве вогулов. Практически то же самое повторено в Забелинской и Лихачевской редакциях Есиповской летописи. В Списке К Есиповской летописи указано, что около Верхотурья живут ясачные вогулы, то есть манси. Город Пелым стоит на Тавде, а выше города в Тавду впадает в Сосьву Лозьва и оттуда река называеться Лозьва. С другой стороны впадает река Кашай. Манси жили в Верхотурском и Пелымском уезде.
Вследствие малонаселенности региона Пелымский уезд слился в Березовским уездом. Ясак русским давали соболями, бобрами, лисицами и белками. Отмечалось, что манси неграмотны и язычники. Отмечено, что Пелым окружен болотами и лесами. По Титовскому виду Есиповской летописи указано, что вогулы живут по рекам Туре, Тагиле, Нице, Реже, Пышме. Часть течения Туры лежала во владениях татар. Отмечено, что язык у манси особый и что они поклоняются идолам. В Погодинском летописце, Головинской и Нарышкинской редакциях Сибирского летописного свода сказано, что по Туре живут вогулы (манси), которые идолопоклонники. В Томском виде и Академической редакции Сибирского летописного вида практически те же данные.
Нужно отметить, что угорские вассалы периодически восставали против русской власти. Так в 1499 г. войска Петра Ушатого и Федора Курбского были отправлены против пелымских манси. В XVI в. Пелым перестал быть вассалом русских. В Вычегодско-Вымской летописи под 1531 г. пелымский князь совершил поход на Пермь, не смог взять Чердынь, но разорил погосты. Под 1573 г. в Строгановской летописи по Спасскому списку сказано, что Иван IV дал Строгановым грамоты по какой позволял им брать ясак с манси. Под 1570 г. в Толстовском списке Строгановской летописи сказано, что царь дал право соорудить остроги на землях манси и ханты, позволял им набирать угров в свое войско и приводить их под власть русских. Под 1579 г. сообщалось, что какой-то князь манси совершил нападение на Сылвенский городок. В 1581 г. вместе с сибирскими татарами Кучума на Великую Пермь напали воины мансийского мурзы Бегбелия Ахтакова. Это отмечено в Спасском и в Толстовском списке Строгановской летописи. Манси осадили городки по Чусовой и Сылве, однако были разбиты. Под 1582 г. говорилось о большом походе пелымского князя на владения Строгановых и его войске в 700 человек. Его воины пришли под Чердынь и пермские города. Под Канкором и Чусовскими городками они разграбили земли и взяли в ясырь русских и пермян. Это отмечено и в Спасском и в Толстовском списке Строгановской летописи. После этого манси и их союзники возвратились в Сибирь. Нужно отметить, что в Вычегодско-Вымской летописи сказано, что в 1581 г. пелымский князь Кихек совершил совместный поход с татарами, башкирами и хантами. Это войско взяло Соликамск, Сылвенский и Яйвенский городки. Погосты Койгород и Влоснецу сожгли. Однако Чердынь Кихек взять не смог, а Строгановы в отместку наняли казаков и натравили их на манси и татар. Ориентация манси на татар была выражена в нескольких аспектах внутреннего устройства Пелымского княжества. Аристократия манси называлась мурзами. Простой народ платил ясак своим князьям.
По сведениям Румянцевского летописца, манси вместе с хантами принимали участие в битве на Чувашском мысе в урочище Бабасан как вассалы Кучума. В Есиповской летописи отмечено, что Ермаковы казаки пришли через реки Чусовая, Тагил, Тура и стали в устье Тавды. В Титовом виде Есиповской летописи сказано, что казаки пришли через реки Чусовая, Тагил, Тура и стали на Тавде. Практически те же данные в Абрамовом виде и Забелинской редакции Есиповской летописи. В Лихачевской редакции Есиповской летописи повторены данные о Чусовой, Тагиле, Туре и Тавде, однако отмечено, что казаки перед тем как сражаться с татарами пришли в Пелымскую землю. Отмечалось, что на Тагиле с ними сразился пелымский князь, где были устроены специальные засады. Однако казаки победили пелымцев и отняли у них много ясака из соболей. По Туре русские погромили многие улусы пелымские, и пелымский князь отправил к Кучуму гонцов, чтобы предупредить о нападении казаков. Перед тем как атаковать сибирских татар, казаки должны были атаковать манси, живших по этим рекам. В разных редакциях Есиповской летописи сказано, что на Иртыше у Чувашского мыса и урочища Бабасан казаки разбили манси и хантов вместе с войском Маметкула. В Лихачевской редакции вместо вогулы и вогуличи упомянуты пелынцы, то есть манси из Пелымского княжества. Отмечалось, что они среди многих других народов были в городе Сибирь перед битвой на Чувашском мысу. Датой битвы на Чувашском мысе названо 23 октября 1581 г. В Титовом виде отмечалось, что идолопоклонники были вооружены луками со стрелами и копьями, с щитами и одетые в железные доспехи. В Абрамовом виде отмечалось, что татары и их союзники были одеты в доспехи бехтер.
В Погодинском летописце указано, что в год похода Ермака в Сибирь пелымский князь Аплыгырым вместе с татарами Али (сына Кучума) ходил походом на Пермь Великую, но была воля Бога на то, что его царство пало и досталось христианам. Отмечалось, что Ермак пришел с Урала через Иргиз, Волгу, Каму, Чусовую, Серебряную, через Уральские горы волоком и по Тагилу. Первым столкновением было названо стычку на Туре, потом Тавдой и Тоболом до Чувашского мыса. В Головинской редакции Сибирского летописного свода Ермак был главой казаков разбойничавших на Волге, которые грабили купцов, бывших подданными Сефевидов и Шейбанидов. Они бежали Волгой до Камы, а Камой до Чусовой, а оттуда до вотчины Строгановых. От тамошних людей они узнали о Сибирском ханстве и через Серебряную, Уральские горы, Тагил, Туру, Тавду добрались до сибирских татар. Отмечалось, что в городе Сибири перед битвой на Чувашском мысе собрались поданные Кучума, среди них и манси. В Нарышкинской редакции Сибирского летописного свода практически повторены эти сведения, однако манси среди подданных не упомянуто, зато сказано о хантыйских князьях, которые после сражения покинули его. Описание маршрута похода в Томском виде практически то же самое, но среди подданных Кучума упомянуты вогулы и остяки, а также самодийцы. Отмечено, что татары и их союзники были защищены железными доспехами и вооружены холодным оружием. Сведения Академической редакции Сибирского летописного свода относительно маршрута Ермака практически те же самые, что и в других редакциях летописного свода. Касательно же этнического состава подданных Кучума, то повторены сведения Томского вида Сибирского летописного свода .
В 1583 г. князь Аблегерим был разбит Федором Горчаковым, а Пелым был взят. В 1586 г. манси из Пелыма атаковали русские поселения на Чусовой и дошли до Чердыни. В 1592 г. русский воевода организовал большой поход на Пелым и в 1593 г., и пелымские манси были разгромлены. В 1594 г. русские победили сына Аблегерима Кихека. Согласно Румянцевской летописи после покорения русскими манси платили ясак в Тобольском разряде в городе Верхотурье. В Пелыме на реке Тавде же размещался русский гарнизон во главе с воеводой. В 1598 г. манси восстали против ясачного сборщика Третьячка Кобылкина, а также продолжали враждовать с коми. Еще в 1599 г. манси приходили походом на Чусовую и Курью.
Войско Пелымского княжества насчитывало несколько сот людей. Ясачных людей также было несколько сотен. В челобитной 1599 г. было упомянуто 9 мурз и сотников. Власть в княжестве передавалось по наследству. Центром государства был Пелымский городок. Около населенного пункта находился культовый центр - священая лиственица. Территория княжества занимала земли бассейн Конды, верхнее течение Тавды до впадения ее в Сосьву до устья реки Табары. Она делилась на три удела. Власть пелымцев вероятно распространялась на манси, живущих на запад от Тавды. В состав Пелыма в качестве удела входило Кондинское княжество. Центром Конды был городок Картауж. Кондинская династия была одного рода с пелымской. Третьей составной частью Пелымского государства была Табаринская волость. Центром княжества был городок в устье реки Табары. Как и в других частьях княжества тут были мурзы и сотники.
После падения Пелымского княжества самодийцы стали активно нападать на земли манси. Сюжет войны с ненцами был обычен для мансийского фольклора. Ненцы воспринимались как могучие противники. Северные манси в своих сказаниях с отчаянием говорили о набегах яранов (ненцев), которые во время русской колонизации стали кочевниками .
О действиях пелымцев против Перми Великой нам известно исключительно благодаря Вычегодско-вымской летописи. Нужно сказать, что династия пелымских правителей причиняла пермским епископам много проблем. В 1455 г. в местности Кафедраил манси убили епископа Питирима. В 1481 г. Асыка сжег Покчу и убил Михаила Ермолича. Правда Великая Пермь не была такой уже и беззащитной. В 1467 г. пермяки вместе с вятичами совершили поход против манси. В плен был захвачен Асыка, однако его около Вятки отпустили. В 1481 г. устюжане под руководством Андрея Мишнева разбили манси под Чердынью, и в том же году разбил на Каме войска тюменских татар. Пермь Великая имела союзников среди русских Устюга и Вятки.
Пелымский князь Юмшан был разбит русскими в 1483 г., когда русские под командованием Федора Курбского и И. Салтыка-Травина организовали большой поход против Югры, Пелыма и Искерского княжества Тайбугидов. В. Напольских указывал, что в рассказе летописи о походе 1483 г., упоминались не этнические, а политические образования. Пелымское вогульское княжество, по мнению исследователя, находилось на Пелыме, Лозьве, Тавде и, возможно, Конде. В Холмогорской летописи упоминалось, что в 1483 г. от сына Асыки Юмшана били челом Ивану III шурин пелымского князя Юрга и сотник Анфим. Лаба и Чангил били челом от Коды и Югры. Практически те же данные были в Вологодско-Пермской летописи, однако отмечено, что перед этим 25 июля русские воеводы разбили Асыку и его сына Юмшана. В Вычегодско-Вымской летописи сказано о поражении не Асыки, а Юмшана. Отмечено, что Пыткей беспокоился о Лабе и Чангиле и отправил великому князю московскому упоминки от Коды. В 1485 г. мансийские князья Молдан и Пыткей заключили новый мир с великопермским князем. В 1484 г. пелымский князь Юмшан начал переговоры о мире, а в 1485 г. через мансийских князей Ломотко и Калба согласился признать себя вассалом Москвы. В Двинском летописце отмечен поход Семена Курбского и Петра Ушатого на Конду в 1499 г. Под тем же годом в Холмогорской летописи сказано, что эти воеводы ходили на Коду и манси .
Угорские княжества пребывали на периферии Сибирского ханства. Наиболее мощными были государственные образования манси. Вогуличами или вогулами русские называли манси. Еще в XVII в. манси жили по обоим сторонам Урала, на западе по Печоре, Вишере, Косве, Чусовой, Сылве, Ирени, на востоке по Тавде, Сосьве, Лозьве, Туре, Конде. Также манси жили по Тагилу, Салде, Невье и Мулгае. Около Аятского озера манси жили вместе с татарами. Наиболее сильным среди мансийских княжеств было Пелымское государство, которое было противником русских с середины XV в. Согласно Есиповской летописи, вогулы, то есть манси, жили по рекам Туре, Тагилу, Нице. В Абрамовом виде Есиповской летописи практически те же данные только добавлены слова о неграмотности и идолопоклонстве вогулов. Практически то же самое повторено в Забелинской и Лихачевской редакциях Есиповской летописи. В Списке К Есиповской летописи указано, что около Верхотурья живут ясачные вогулы, то есть манси. Город Пелым стоит на Тавде, а выше города в Тавду впадает в Сосьву Лозьва и оттуда река называеться Лозьва. С другой стороны впадает река Кашай. Манси жили в Верхотурском и Пелымском уезде.
Вследствие малонаселенности региона Пелымский уезд слился в Березовским уездом. Ясак русским давали соболями, бобрами, лисицами и белками. Отмечалось, что манси неграмотны и язычники. Отмечено, что Пелым окружен болотами и лесами. По Титовскому виду Есиповской летописи указано, что вогулы живут по рекам Туре, Тагиле, Нице, Реже, Пышме. Часть течения Туры лежала во владениях татар. Отмечено, что язык у манси особый и что они поклоняются идолам. В Погодинском летописце, Головинской и Нарышкинской редакциях Сибирского летописного свода сказано, что по Туре живут вогулы (манси), которые идолопоклонники. В Томском виде и Академической редакции Сибирского летописного вида практически те же данные.
Нужно отметить, что угорские вассалы периодически восставали против русской власти. Так в 1499 г. войска Петра Ушатого и Федора Курбского были отправлены против пелымских манси. В XVI в. Пелым перестал быть вассалом русских. В Вычегодско-Вымской летописи под 1531 г. пелымский князь совершил поход на Пермь, не смог взять Чердынь, но разорил погосты. Под 1573 г. в Строгановской летописи по Спасскому списку сказано, что Иван IV дал Строгановым грамоты по какой позволял им брать ясак с манси. Под 1570 г. в Толстовском списке Строгановской летописи сказано, что царь дал право соорудить остроги на землях манси и ханты, позволял им набирать угров в свое войско и приводить их под власть русских. Под 1579 г. сообщалось, что какой-то князь манси совершил нападение на Сылвенский городок. В 1581 г. вместе с сибирскими татарами Кучума на Великую Пермь напали воины мансийского мурзы Бегбелия Ахтакова. Это отмечено в Спасском и в Толстовском списке Строгановской летописи. Манси осадили городки по Чусовой и Сылве, однако были разбиты. Под 1582 г. говорилось о большом походе пелымского князя на владения Строгановых и его войске в 700 человек. Его воины пришли под Чердынь и пермские города. Под Канкором и Чусовскими городками они разграбили земли и взяли в ясырь русских и пермян. Это отмечено и в Спасском и в Толстовском списке Строгановской летописи. После этого манси и их союзники возвратились в Сибирь. Нужно отметить, что в Вычегодско-Вымской летописи сказано, что в 1581 г. пелымский князь Кихек совершил совместный поход с татарами, башкирами и хантами. Это войско взяло Соликамск, Сылвенский и Яйвенский городки. Погосты Койгород и Влоснецу сожгли. Однако Чердынь Кихек взять не смог, а Строгановы в отместку наняли казаков и натравили их на манси и татар. Ориентация манси на татар была выражена в нескольких аспектах внутреннего устройства Пелымского княжества. Аристократия манси называлась мурзами. Простой народ платил ясак своим князьям.
По сведениям Румянцевского летописца, манси вместе с хантами принимали участие в битве на Чувашском мысе в урочище Бабасан как вассалы Кучума. В Есиповской летописи отмечено, что Ермаковы казаки пришли через реки Чусовая, Тагил, Тура и стали в устье Тавды. В Титовом виде Есиповской летописи сказано, что казаки пришли через реки Чусовая, Тагил, Тура и стали на Тавде. Практически те же данные в Абрамовом виде и Забелинской редакции Есиповской летописи. В Лихачевской редакции Есиповской летописи повторены данные о Чусовой, Тагиле, Туре и Тавде, однако отмечено, что казаки перед тем как сражаться с татарами пришли в Пелымскую землю. Отмечалось, что на Тагиле с ними сразился пелымский князь, где были устроены специальные засады. Однако казаки победили пелымцев и отняли у них много ясака из соболей. По Туре русские погромили многие улусы пелымские, и пелымский князь отправил к Кучуму гонцов, чтобы предупредить о нападении казаков. Перед тем как атаковать сибирских татар, казаки должны были атаковать манси, живших по этим рекам. В разных редакциях Есиповской летописи сказано, что на Иртыше у Чувашского мыса и урочища Бабасан казаки разбили манси и хантов вместе с войском Маметкула. В Лихачевской редакции вместо вогулы и вогуличи упомянуты пелынцы, то есть манси из Пелымского княжества. Отмечалось, что они среди многих других народов были в городе Сибирь перед битвой на Чувашском мысу. Датой битвы на Чувашском мысе названо 23 октября 1581 г. В Титовом виде отмечалось, что идолопоклонники были вооружены луками со стрелами и копьями, с щитами и одетые в железные доспехи. В Абрамовом виде отмечалось, что татары и их союзники были одеты в доспехи бехтер.
В Погодинском летописце указано, что в год похода Ермака в Сибирь пелымский князь Аплыгырым вместе с татарами Али (сына Кучума) ходил походом на Пермь Великую, но была воля Бога на то, что его царство пало и досталось христианам. Отмечалось, что Ермак пришел с Урала через Иргиз, Волгу, Каму, Чусовую, Серебряную, через Уральские горы волоком и по Тагилу. Первым столкновением было названо стычку на Туре, потом Тавдой и Тоболом до Чувашского мыса. В Головинской редакции Сибирского летописного свода Ермак был главой казаков разбойничавших на Волге, которые грабили купцов, бывших подданными Сефевидов и Шейбанидов. Они бежали Волгой до Камы, а Камой до Чусовой, а оттуда до вотчины Строгановых. От тамошних людей они узнали о Сибирском ханстве и через Серебряную, Уральские горы, Тагил, Туру, Тавду добрались до сибирских татар. Отмечалось, что в городе Сибири перед битвой на Чувашском мысе собрались поданные Кучума, среди них и манси. В Нарышкинской редакции Сибирского летописного свода практически повторены эти сведения, однако манси среди подданных не упомянуто, зато сказано о хантыйских князьях, которые после сражения покинули его. Описание маршрута похода в Томском виде практически то же самое, но среди подданных Кучума упомянуты вогулы и остяки, а также самодийцы. Отмечено, что татары и их союзники были защищены железными доспехами и вооружены холодным оружием. Сведения Академической редакции Сибирского летописного свода относительно маршрута Ермака практически те же самые, что и в других редакциях летописного свода. Касательно же этнического состава подданных Кучума, то повторены сведения Томского вида Сибирского летописного свода .
В 1583 г. князь Аблегерим был разбит Федором Горчаковым, а Пелым был взят. В 1586 г. манси из Пелыма атаковали русские поселения на Чусовой и дошли до Чердыни. В 1592 г. русский воевода организовал большой поход на Пелым и в 1593 г., и пелымские манси были разгромлены. В 1594 г. русские победили сына Аблегерима Кихека. Согласно Румянцевской летописи после покорения русскими манси платили ясак в Тобольском разряде в городе Верхотурье. В Пелыме на реке Тавде же размещался русский гарнизон во главе с воеводой. В 1598 г. манси восстали против ясачного сборщика Третьячка Кобылкина, а также продолжали враждовать с коми. Еще в 1599 г. манси приходили походом на Чусовую и Курью.
Войско Пелымского княжества насчитывало несколько сот людей. Ясачных людей также было несколько сотен. В челобитной 1599 г. было упомянуто 9 мурз и сотников. Власть в княжестве передавалось по наследству. Центром государства был Пелымский городок. Около населенного пункта находился культовый центр - священая лиственица. Территория княжества занимала земли бассейн Конды, верхнее течение Тавды до впадения ее в Сосьву до устья реки Табары. Она делилась на три удела. Власть пелымцев вероятно распространялась на манси, живущих на запад от Тавды. В состав Пелыма в качестве удела входило Кондинское княжество. Центром Конды был городок Картауж. Кондинская династия была одного рода с пелымской. Третьей составной частью Пелымского государства была Табаринская волость. Центром княжества был городок в устье реки Табары. Как и в других частьях княжества тут были мурзы и сотники.
После падения Пелымского княжества самодийцы стали активно нападать на земли манси. Сюжет войны с ненцами был обычен для мансийского фольклора. Ненцы воспринимались как могучие противники. Северные манси в своих сказаниях с отчаянием говорили о набегах яранов (ненцев), которые во время русской колонизации стали кочевниками .



